• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
18:49 

(Медведь)


23:27 

медвежих снов.............

(Медведь)

22:41 

Почему медведь спит зимой?

-Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
-Потому, что снег и лёд -
Не малина и не мёд!

В.Орлов


19:12 

Оберег "Коготь медведя".


18:11 

Медведь - тотем тофов

Поклонение Медведю
Известно, что медведь у тофов является тотемным животным. Его считают предком (что отражено в легендах), ему поклонялись и поклоняются до сих пор, его боятся. О таком примере почтительного отношении к медведю в наши дни рассказывает Л.В. Мельникова: - "Во время работы на петроглифах в районе Миллионного порога мы пригласили посмотреть рисунки нашего каюра П.В. Болхоева, жителя пос. Нерха. Он с интересом рассматривал композиции, но когда увидел медвежьи следы, забеспокоился и, указав на них рукой, произнес: -"Хозяин!". Затем потребовал, чтобы его немедленно перевезли в лагерь, находившийся на противоположном берегу. Сколько мы не просили его остаться и посмотреть еще рисунки, он наотрез отказался, говоря, что здесь хозяин и ему не нужно быть в этом месте".

У медведя в тофаларском языке шесть имен. Каждое из которых отражает его суть.
Первое имя – Иресанг (Дедушка-медведь). Он очень похож на человека, разумный и сильный.
Второе – Ашкиняк (Зверь-мужчина). Это труженик не знающий устали и страха. Хороший охотник и рыбак.
Третье имя – Чорханых (Зверь в теплой шубе).
Четвертое – Кусугтар (Собиратель кедровых шишек).
Пятое – Шийденга (Зверь-вездеход, ловко маскирующий свои следы).
Шестое имя – Кайхерар (Зимой в берлоге жирный полный сала).
Кроме того, каждая часть тела медведя носит свои условные названия:
Глаза – мелкашки, фаланги пальцев – спотыкашки, шкура – теплое меховое одеяло, спинное сало - шуба (тон или дон).

Охота на медведя и обряд "Медвежий праздник"
На медведя охотились артельно (5-6 человек) с собакой, которую на медвежьей охоте называли: кудруктух (хвостатая), так называют волка.. Найдя берлогу нельзя было сказать: "Я нашел медведя", а говорили: "Я сошёл с ума". Если охотник требовал "стянуть облака", то речь шла о людях, которых нужно было поскорее собрать вокруг берлоги. Найдя берлогу, длинной жердью поднимали зверя. Затем наиболее опытный охотник стрелял в медвежий лаз пытаясь попасть в хозяина. Около убитого зверя все участники охоты должны были кричать: "Ки-ик! Ки-ик! Ки-ик!".
Старший из присутствующих читал молитву:
- Милостивые боги-горы отдали нечто,
- Имеющее земляной дом и моховую подушку,
- Нечто, невозможное поднять и узнать,
- Отдали нечто, имеющее земляной дом.

Затем убитого медведя вытаскивали и укладывали на подстилку из кедровых веток. Кедровым веником хлопали по лапам, животу, груди, голове – "выколачивали вшей из голенища унтов". После этого, при помощи острого ножа снимали шкуру, оставляли подошвы лап, которые снимались позже. По отсутствию когтей всегда можно было узнать доставленную от карагас медвежью шкуру. Шкуру забирал охотник, нашедший берлогу. Тушу разрубали на части. В чум мясо заносили не в дверь, а сбоку, подняв покрышку.

В первую очередь варили ребра, грудину, сердце, печень и съедали коллективно. В последнюю очередь варили медвежью голову. Затем ножом отделяли нижнюю челюсть. Когда мясо с головы было съедено, один из охотников нарочно приставлял к черепу нижнюю челюсть, попеременно к затылку, к боку, спрашивая: - "Так было?"
Ему отвечали:
- "Не так, немного по-другому!"
В третий раз челюсть помещалась правильно, на это все отвечали:
- "Как будто бы так было, пусть так останется".
Затем кедровыми корешками (или тряпочками) челюсть прикрепляли к черепу.
Череп и глазницы заполняли кедровой хвоей, чернили углем, приговаривая:
- "Отец и мать твои ворожите".
После этого, откинув сбоку покрышку чума, подавали череп медведя охотнику, специально вышедшему на улицу. Обряд сохранения и зачернения черепа связан с мифологическими представлениями о возрождении убитого зверя. Чернение черепа сажей известно у орочей, эвенков и других народов Сибири, а также у многих племен американских индейцев.

Приготовленный бульон после вываривания головы никогда не ели. Его как бы случайно проливали в момент выноса из чума черепа медведя. Все, кто был рядом, начинали охать:
- "Как же так, почему бульон пролился?".

Восточная (алыгджерская) группа тофов завершала обряд тем, что вываренный и зачерненный череп прятали в дупло или под камень, чтобы дух медведя не ходил и не преследовал охотника и племя. Пряча череп в дупло, охотник приговаривал: - "Брат, не я тебя убил и не я тебя ел, это другие тебя убили и съели". Эта группа считала онгонами передние медвежьи лапы. Лапы отрезали вместе с когтями, высушивали и подвешивали в чуме против входа или клали в специально сделанный для данного случая турсучок из бересты и вешали на дерево.

Западная (гутарская) подгруппа завершала обряд тем, что череп уносили далеко от чума, надевали на шест и ставили у кедра. Передние лапы во время разделки туши не отрубались. Онгоны из них не употреблялись. Мельникова Л.В. сообщает, что в разговоре с жителями пос. Верхняя Гутара было отмечено, что передние лапы отрубали только восточные тофы.

Вышеизложенную информацию можно дополнить конкретным примером сообщенным жителем пос. Алыгджер Александром Николаевичем Киштеевым в 1983 году. Он рассказывал, что в 1952 году на охоте отец убил медведя и затем совершил следующие действия. От туловища отделили голову, выварили в большом котле. Мясо с головы съели, череп обмазали углем. Пряча череп в дупло, отец приговаривал: - "Брат, не я тебя убил и не я тебя ел, это другие тебя убили и съели".


16:11 

Думаю хозяин сообщества меня простит за рекламу=)
Добро Пожаловать в мир диких кошек

http://www.diary.ru/~Bagira664/


15:19 



15:18 



15:17 

Шатун



09:52 

Очень Злая Тётя Ко

17:32 

Ever tried. Ever failed. No matter. Try again. Fail again. Fail better. © Samuel Beckett


16:28 



15:20 



14:30 



11:31 

Медвежья любовь



11:22 

Медвежьими тропами

Вьюгами отпел февраль. Наступили погожие мартовские дни. Воздух стал по-особому чистым. Резче обозначились вековые ели, а тонкие веточки белокорых берез подернулись розоватым налетом. На голубом небе ярко светит солнце. Снежные пласты на мохнатых елках подтаивают, начинают капать, а потом, гулко ухая, срываются вниз. Качнется освободившаяся из холодного плена ветка, подставит солнышку зеленые иголки, нагреются они и распушатся, станут мягкими.

Отовсюду слышатся мелодичные песни синиц. Иногда тоненьким голоском цыкнет хлопотливый поползень, и широко, просторно катятся по лесу четкие дроби дятлов. Сядет птица на сухой сучок, стукнет по нему несколько раз, покрутит головой, как бы прислушиваясь к убегающему эху, а потом и отобьет звонкую дробь, быстро-быстро ударяя по дереву клювом. Каждый сучок звучит по-своему, потому и дроби у дятлов разноголосые: один звук тугой, басовитый, а другой звенит веселой трещоткой.

Тает снег и на медвежьей берлоге. Холодные капли беспокоят лесного хозяина, а то и целая снежна "шапка" свалится прямо на него. И он не выдерживает, вылезает из своей зимней "квартиры". Усевшись напротив солнышка, прищурится, повертит косматой головой, шумно встряхнется, почешет задней лапой загривок, шею и, кряхтя и охая, начнет кататься по снегу чистит от земли и прочего мусора шерсть, разминает бока. Часто бывает так, что обратно в берлогу медведь уже не возвращается. Отойдет в сторонку, потопчется на месте и примется не торопясь ломать небольшую елочку. Нагнет ее лапой, зубами отломит вершинку и аккуратно положит на облюбованное место. Потом примется за ветки. Так и работает, обламывая ближайшие елочки, пока не сделает толстую подстилку из мягких зеленых лапок, а потом и уляжется на эту постель. Ломают медведи лапник и с толстых елок, забираясь на дерево, но бывает это редко. Называются такие лежки "временными", так как лежит на них медведь недолго. Ночью и в пасмурные дни он, не меняя положения много часов подряд, досыпает, как говорят охотники. В солнечный день зверь встает, переходит с места на место, протаптывая в снегу тропы, и подолгу лежит на солнцепеке.

читать дальше
http://beares.narod.ru/ - интересный сайт, с него и взята информация


10:45 

Ever tried. Ever failed. No matter. Try again. Fail again. Fail better. © Samuel Beckett


10:38 

БеРрРрРРрРрРРрРрррр....

МЕДВЕДЬ — один из главных персонажей в народных представлениях о животных. МЕДВЕДЬ наиболее близок волку, с которым его объединяют сходные демонологические и другие поверья.

Происхождение МЕДВЕДЯ связывается в легендах с человеком. Человек был обращен Богом в МЕДВЕДЯ в наказание за убийство родителей; за отказ страннику или монаху переночевать, за честолюбивое желание, чтобы все люди его боялись; за то, что, будучи мельником, он обвешивал людей, используя фальшивую мерку, или за то, что в вывороченной шубе бросился Христу под ноги; накрывшись вывернутым кожухом, пугал его из-под моста; из жадности укрылся от него под овечьей шкурой; вышел к нему с руками, измазанными в тесте; за то, что месил хлеб ногами и т. д.

Медведями стали спрятанные от Бога в лес дети Адама и Евы. Жених-мельник обидел гостя на свадьбе и был заклят им в МЕДВЕДЯ Сербские цыгане объясняют появление на свет МЕДВЕДЯ рождением его от девушки в результате непорочного зачатия. Считают, что если снять с МЕДВЕДЯ шкуру, то он выглядит как человек: самец как мужчина, а медведица с грудью, как у женщины. У него человечьи ступни и пальцы, он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, а также постится весь Рождественский пост, т.е. сосет лапу. . Как и люди, он неравнодушен к меду и водке. Он «думец» и наделен разумом, но, как говорят, «в медведе думы много, да вон нейдет». Доказательство человеческого происхождения МЕДВЕДЯ охотники видят в том, что на МЕДВЕДЯ и на человека собака лает одинаково, не так, как на других зверей. По причине такого происхождения МЕДВЕДЯМ не велено есть человека, а человеку— медвежатину.

Как и волк, МЕДВЕДЬ может задрать корову лишь с божьего позволения, а на человека нападает лишь по указанию Бога, в наказание за совершенный им грех. На женщин он нападает не затем, чтобы их съесть, а чтобы увести к себе и сожительствовать с ними. Верят, что от такого сожительства человека с МЕДВЕДЕМ рождаются на свет люди, обладающие богатырской силой. Мотив этот представлен не только в поверьях, но и в сказках.


Вожаки с медведями в Калуге
Считается, что МЕДВЕДЬ близко знается с нечистой силой, что лешему он родной брат или подвластен ему как своему хозяину. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик Медведя. В то же время черт боится и убегает от МЕДВЕДЯ; МЕДВЕДЬ может одолеть и изгнать водяного; снять чары, если его провести через дом, на который напущена порча. Он чует ведьму в доме.

Ему присущи и функции охранителя скота. Например, МЕДВЕДЬ помогает обнаружить закопанную в хлеву конскую голову — причину порчи скота. Чтобы не допустить к скоту “лихого домового”, в конюшне вешали медвежью голову, а когда домовой шалил, в хлев вводили МЕДВЕДЯ. Сам домовой тоже может принимал облик МЕДВЕДЯ. Подобно поверьям о волках - оборотнях, существуют рассказы об обращении колдунами участников свадеб в МЕДВЕДЕЙ. Известны рассказы о том, что под шкурой убитой медведицы охотники обнаруживали бабу в сарафане, что убитая медведица оказывалась невестой или свахой. Как и волк, МЕДВЕДЬ связан с подземными кладами; духи, охраняющие их, могут появляться в облике МЕДВЕДЕЙ.

Образу МЕДВЕДЯ присуща брачная символика, символика плодородия и плодовитости, представленная, в частности, в свадебном обряде, в любовной магии, в лечении бесплодия и т. п. Если введенный, в дом ручной МЕДВЕДЬ заревет посреди хаты, значит, в этом доме скоро будут петь свадебные песни, т.е. будет свадьба. Поводыри на потеху зрителям заставляют МЕДВЕДЯ показывать, как невеста спит с женихом. МЕДВЕДЬ, приснившийся девушке, сулит ей жениха. На свадьбе, чтобы заставить молодых целоваться, говорят: “Медведь в углу!” — “Петра Ивановича люблю”,— должна ответить невеста и поцеловать жениха. Если девицу заставить посмотреть в глаза МЕДВЕДЯ, то по его реву можно определить, девственница ли она. Если невеста оказывалась не девственной, пели, что ее разодрал МЕДВЕДЬ. Мать невесты выходит встречать приехавших жениха с невестой в вывернутом шерстью наружу кожухе, изображая МЕДВЕДЯ. Чтобы муж перестал изменять жене, она должна помазать влагалище медвежье салом. Считалось, что женщина излечится от бесплодия, если через нее переступит ручной МЕДВЕДЬ. С идеей плодородия связан обычай ряжения медведем в свадебных, святочных и масленичных обрядах.

С МЕДВЕДЕМ связаны календарные приметы. На Воздвижение (27.IX) МЕДВЕДЬ ложится в берлогу. Среди зимы, на Ксению - полузимницу (6.II) или на Спиридона-солнцеворота (15.ХII) он поворачивается в берлоге на другой бок, а встает на Благовещение (7.IV) или на Васильев день (25.IV). По представлениям сербов, болгар, гуцулов и поляков, МЕДВЕДЬ выходит из берлоги на сретение (15.II, у поляков это день Громничной Божьей Матери, называемой также “Медвежьей”) взглянуть на “рождающееся” солнце. Если в этот день (или на Евдокию, 14.III) он увидит свою тень, то возвращается в берлогу и спит еще шесть недель (до “теплого” Алексея, 30.III), т.к. сорок дней еще будут стоять холода.

МЕДВЕДЬ нападает на человека, если человек первым его заметит. При встрече с МЕДВЕДЕМ, чтобы он не тронул, прикидываются мертвым, женщина показывает ему свою грудь. Для защиты от МЕДВЕДЯ используют различные обереги, соблюдают определенные запреты, стараются его умилостивить. Как и волка, МЕДВЕДЯ иногда приглашают на рождественский или новогодний ужин, чтобы он не трогал скота. Не выгоняют первый раз весной скот в день недели, на который пришлось в этом году Благовещение. В поминальную субботу перед Троицей несут в церковь священнику продукты из первого весеннего молока, чтобы МЕДВЕДЬ не причинил никакого ущерба.

У южных славян известны специальные “медвежьи дни”, которые празднуют для защиты от МЕДВЕДЯ: на св. Андрея (13.XII), Савву (27.1) и Прокопия (21.VII). Эти святые охраняют людей от МЕДВЕДЯ Св. Андрей, по поверьям, ездил верхом на МЕДВЕДЕ. В эти дни варят кукурузу и оставляют ее на ночь на дворе для МЕДВЕДЯ, пекут хлеб и подбрасывают его в дымоход для МЕДВЕДЯ, а также не работают, не запрягают скот, не ходят в лес. не упоминают о МЕДВЕДЕ, не чинят старую обувь и не изготовляют новую. МЕДВЕДЯ нередко опасаются упоминать вслух (в частности, рыбаки, считающие, что в противном случае поднимется буря и не будет удачи в улове) и называют его иначе: “он”, “сам”, “хозяин”, “дедушко”, “мельник”, “черный зверь”, “леший”, “косматый черт”, “куцый”, “старый”, “овсяник”, “бортник”, “костоправ”, “бурмило”, “сергачский барин” и т. д. МЕДВЕДЯ называют и личными именами: у русских —- Миша, Михайла Иваныч, Потапыч, Топтыгин, Матрена, Аксинья, у сербов — Мартин, у поляков — Бартош и т. п. Охотники, идущие на МЕДВЕДЯ, берут с собой летучую мышь, считая, что в этом случае МЕДВЕДЬ непременно придет на охотника. Встреча с МЕДВЕДЕМ в пути служит добрым предзнаменованием.

Шерстью МЕДВЕДЯ окуривают больных: от испуга, от лихорадки и от демонической болезни, нападающей на рожениц, так как, по поверью, МЕДВЕДЬ отпугивает эти болезни. Сквозь медвежью челюсть протаскивают больного ребенка. Съевший сердце МЕДВЕДЯ исцелится от всех болезней разом. Отвар из медвежатины пьют от грудных болезней. Салом натираются от обморожений, ревматизма и других болезней, мажут лоб, чтобы иметь хорошую память. Правый глаз МЕДВЕДЯ вешают ребенку на шею для храбрости. Когти и шерсть МЕДВЕДЯ используют как амулет для защиты от сглаза и порчи.


07:55 

Ever tried. Ever failed. No matter. Try again. Fail again. Fail better. © Samuel Beckett


14:22 



Медвежья берлога

главная